gemini_women (gemini_women) wrote,
gemini_women
gemini_women

Category:

Гендерное: про там и тут

Секретаршу министра находят в слезах, выясняют, что случилось.
— Сегодня позвонили и спросили "Это прачечная?" А я ответила "Нет, Вы ошиблись, это министерство культуры" и положила трубку.


Так вот, стоило мне на два дня пропасть из сети, как пост про русских мужчин, а как вернулась, комменты уже закрыты.

Чтоб не путаться в терминологии, я буду говорить про мужчин и женщин советской и постсоветской культуры... как бы это покороче... пусть будет (пост)советской. Сюда отнесем тех, кто живет в постсоветском пространстве. И буду говорить про русскоязычных эмигрантов в западных странах (Европа, Штаты и Канада).

Хвалить мужчин (пост)советской культуры особенно не за что. Когда я вижу в сети русскоязычного мужчину, который стоит на позициях эгалитаризма, смотрю страну проживания, и там Европа или Америка. Я не знаю, то ли эмигрируют люди, более склонные к западному взгляду на мир, то ли среда так влияет, но в обоих моих заходах на сайт знакомств, один раз в тридцать лет, другой раз в сорок, новоприбывшие вычислялись на лету. Новенькие, еще не обтесавшиеся, выделялись манерой общения "сверху", вот этой позицией переборчивого покупателя на рынке. И щедрость (пост)советских мужчин — это не фича, это баг, это метод захвата рычагов.

Когда мне было тридцать, в двухтысячных, я попала в хорошую демографическую ситуацию(*). Появление на сайте знакомств тридцатилетней меня с профессией "программист" и фотографиями без лишних кило было воспринято с невероятным энтузиазмом. Посмотрев ошалевшими глазами на этот ажиотаж я написала в анкете "Не нужно сразу звать меня на кофе. Во-первых, я столько кофе не выпью..." За вечер мне приходило пять, иногда десять предложений встретиться в каком-нибудь Старбаксе. Кофейный формат первой встречи — можно сказать, стандарт для нашей социальной страты что среди американцев, что среди русскоязычных иммигрантов. Пять долларов — не та сумма, о которой стоит переживать, кто бы там ни платил, сама ли женщина, или мужчина сделал жест. Здесь вообще нет ожидания, что мужчина должен покупать право личной встречи. И чем выше культурный и образовательный уровень иммигранта, тем с бОльшей вероятностью он(а) переходит к более цивилизованным гендерным отношениям. Гомофобов, например, среди русскоязычных иммигрантов из "белых воротничков" значительно меньше, чем в аналогичной страте в (пост)советской культуре, хотя в одном месте вырастали и на одних анекдотах. И подход товар-купец тоже встречается гораздо реже.

Хозяйке на заметку: для женщин в поиске рекомендую настоять на оплате своей части как хороший тест. Если кандидат начнет возбухать про феминисток, будто ты попросила завернуть живых червяков на дорожку, можно отправлять лесом. Пусть дальше цивилизуется.

Я в курсе существования позиции "пусть она платит за себя, но чтоб женскую роль исправно исполняла". Но это обычно еще по разговору заметно, задолго до кофе. У (пост)советских мужчин привычная манера разговора "сверху", у русскоязычных иммигрантов усугубляется страхом, а вдруг женщина уже вся из себя эмансипирована, и страх довольно быстро наружу вылезает.

Так вот, (пост)советских мужчин хвалить не за что, но русскоязычных иммигрантов вполне есть за что. Уже через пять лет жизни вне бешеной войны полов мужчины становятся более адекватными. Наверно, демографический перекос в пользу женщин тоже способствует потере иллюзий, но среди женатых наблюдаются те же процессы. Такой вот пример: в двухтысячных, когда вокруг меня многие рожали (включая меня саму), присутствие папы в ответственный момент было абсолютной нормой, включая кесарево. В постсоветском пространстве совместные роды считались странными экспериментом, и вообще нафига. Немногие женщины хотели, и немногие мужчины решались.

А за что хвалят русских или (пост)советских женщин? Здесь нужно разделить два вопроса: за что хвалят, и почему они востребованы.

Хвалят, понятное дело, за умение прогибаться. В культурной парадигме "товар-купец" товар должен быть товаром, лежать себе на полочке и не вякать. Еще товар должен быть качественными товаром, а не абы чем, и только ну очень качественный товар имеет право отказаться от завалящего купца. Иногда. В таких условиях стремление быть качественным товаром всемерно поощряется.

С востребованностью сложнее. Да, мужчины из западной страны женятся на женщинах (пост)советской культуры, но посмотрите на этих мужчин. Во-первых, это патриархальные недобитки приверженцы формата "муж — голова". Во-вторых, мужчина в этих парах значительно старше. Точнее, это женщина значительно моложе, потому что ровесницу он бы и на месте нашел, а молодым местным он нахрен не сдался. Бывает, что и ровесницам не сдался. А женщине, которая все еще ощущает себя товаром, он вполне даже нужен. Но это только первая категория, связанная с умениями прогибаться.

Есть и вторая причина. Среди вполне продвинутых русскоязычных иммигранток тоже нередки браки или пары с американцами. А вот наоборот редко-редко. Я думаю, дело вот в чем. И русскоязычные иммигранты, и сами американцы в разной степени, у кого как, но все-таки проявляют остатки старорежимного прошлого. Но если женские подстройки снизу в малых количествах смотрятся то комично, то миленько, но в любом случае неопасно(**), то мужские заходы сверху непривычных американок пугают. Так или иначе, это факт: не только у девочки-товара, но и у образованной женщины, вписавшейся в местное общество и принявшей западные гендерные стандарты, при желании есть все шансы найти американца аналогичного социального уровня. А у мужчины в той же ситуации вероятность стремится к нулю.

Я и так написала простыню, поэтому коротко о женщинах там и тут. Собственно, ситуация практически аналогичная: я-же-девочек среди женщин (пост)советского пространства гораздо больше, чем среди русскоязычных иммигранток. Есть еще некоторое количество приверженцев так называемого "материнского феминизма", и я это считаю аналогом мужского "плати за себя, но бабское место знай"(***).

И все же, все же, все же (пост)советских женщин, желающих настоящего равноправия, намного больше, чем (пост)советских мужчин на эгалитарных позициях. И вот этим женщинам действительно тяжело найти адекватную пару.

ПыСы. На всякий случай: все мои истории о сайтах знакомств из прошлого, я не в поиске.
ПыПыСы. Вот где социологам и психологам материал набирать надо.
_______________________________________

(*) По моим прикидкам во второй половине девяностых и в двухтысячные в русскоязычной иммиграции Штатов на одну свободную женщину приходилось примерно три свободных мужчины. Женщины редко эмигрировали в одиночестве, а мужчин-одиночек приехало очень много, и по грин кард, и по рабочим визам. Вдобавок, разведенные женщины в заметных количествах сходились с американцами, а пар наоборот мало. В итоге получился очень большой перекос.

(**) я не раз слышала истории, как он-американец отстранял ее-иммигрантку от плиты или раковины, мол, что ж ты по привычке убиваешься.

(***) эти еще красивыми терминами сыпят. Кстати, предупреждаю, кто хочет со мной порубиться на тему "репродуктивного труда", я в этих боях сломала столько копий, что на две Столетние войны хватит.
Tags: многодумал
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments